samouvazhenie.ru -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с samouvazhenie
  • Покупка
  • Аренда
  • samouvazhenie.ru
  • 50 000
  • 500
  • Домены с транслитом samouvazhenie
  • Покупка
  • Аренда
  • самооценка.рф
  • 70 000
  • 700
  • самооценки.рф
  • 50 000
  • 500
  • самоуважение.рф
  • 70 000
  • 700
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • 3000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 5000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 77.рф
  • 500 000
  • 5 000
  • nissans.ru
  • 50 000
  • 500
  • абсолютная.рф
  • 70 000
  • 700
  • авиа.su
  • 51 668
  • 517
  • авиа.рф
  • 900 000
  • 9 000
  • авиалиния.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • автошкол.рф
  • 70 000
  • 700
  • автошкола.su
  • 20 000
  • 200
  • автошколы.рф
  • 200 000
  • 2 000
  • адам.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • адвокатами.рф
  • 70 000
  • 700
  • адвокату.рф
  • 70 000
  • 700
  • азбука.su
  • 20 000
  • 200
  • азией.рф
  • 70 000
  • 700
  • аксессуара.рф
  • 70 000
  • 700
  • активность.рф
  • 50 000
  • 500
  • алиментов.рф
  • 70 000
  • 700
  • алло.su
  • 43 334
  • 433
  • алмаз.su
  • 60 000
  • 600
  • алмазов.рф
  • 70 000
  • 700
  • алмазы.рф
  • 1 500 000
  • 15 000
  • алфавиты.рф
  • 50 000
  • 500
  • альтернативная.рф
  • 70 000
  • 700
  • альтернативное.рф
  • 70 000
  • 700
  • альтернативные.рф
  • 50 000
  • 500
  • альтернативный.рф
  • 50 000
  • 500
  • алюминиевые.рф
  • 50 000
  • 500
  • амуры.рф
  • 70 000
  • 700
  • анатомии.рф
  • 50 000
  • 500
  • анкет.рф
  • 70 000
  • 700
  • арматура.su
  • 43 334
  • 433
  • арматуры.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • армянская.рф
  • 70 000
  • 700
  • армянские.рф
  • 70 000
  • 700
  • аромат.рф
  • 1 300 000
  • 13 000
  • архитектуры.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • ассортимент.su
  • 35 000
  • 350
  • аттестации.рф
  • 250 000
  • 2 500
  • аукциона.рф
  • 70 000
  • 700
  • аукционы.su
  • 43 334
  • 433
  • африкой.рф
  • 70 000
  • 700
  • банан.рф
  • 300 000
  • 3 000
  • банкомат.рф
  • 550 000
  • 5 500
  • баскетбол.su
  • 26 668
  • 267

Самоуважение как компонент Я-концепции

Для того чтобы выделить самоуважение как объект психологического исследования необходимо рассмотреть и определить его место в общей структуре самосознания. Самосознание чаще всего рассматривается как осознание или понимание личностью самой себя. Самоуважение как самостоятельный объект психологического анализа выделить в едином процессе самосознания только путем разграничения двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоуважения в рамках психологической реальности крайне трудно. Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе (субъективный образ своего «Я») складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Отсюда два этих аспекта составляют целостную Я — концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [1]. Описательную составляющую Я — концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. «Образ Я» — непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, способностях — о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и повышать, и понижать свое самоуважение; в первом случае он уважает себя как уже обладающего нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к такому типу людей, у которого таких способностей нет. Общепризнанно, что Я — концепция представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. В отечественное и мировой психологии не раз высказывалась идея о том, что самосознание имеет уровневое строение. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию «Я — образа», используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом «Я — образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении субъекта). Нижний уровень «Я — образа» ″составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я — образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей" [3, с. 72-73]. По И.С. Кону, измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Согласно В. В. Столину, уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Выделенное им понятие «смысл Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект) [4;с. 104]. По мере расширения связей человека с миром, пересечения различных деятельностей, расширения его мотивационной сферы возникает множественность смыслов «Я». Совокупность различных смыслов «Я» представляется целостной картиной, выступающей в виде ″Я — образа″. На индивидуальном уровне смысл «Я» частично совпадает с самооценкой и выполняет в основном адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. Но нередко какое-либо действие может быть связано одновременно с двумя мотивами, имеющими и позитивный, и негативный для личности смысл; тогда возникает противоречивость смыслов «Я» Отношение личности к себе имеет когнитивную и эмоциональную составляющие. Когнитивная составляющая смысла Я (эмоционально-ценностное отношение личности к себе) сложна и многомерна, поскольку сложен и многомерен сам объект отношения — реальное «Я» личности. В специальном эмпирическом исследовании В. В. Столиным была установлена трехмерная структура отношения к себе, которая формируется по осям: «симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», ’’близость — отдаленность". И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я», Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства. В. С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности и отличия себя от остального мира, сознание собственного «Я» как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. На взгляд Р. Бернса, термины «образ Я» или «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я — концепции, недостаточно точно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Р. Бернс предпочитает употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я — концепции. Чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей большинство авторов прибегает к термину «самооценка». Р. Бернсом зафиксировано понимание Я — концепции как совокупности установок «на себя». В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я — концепции конкретизируется следующим образом: 1. Образ Я — представление индивида о самом себе. 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. 3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. [1] При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что её когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержании. К. Блага, М. Шебек в структуре Я выделяют следующие компоненты: глобальное Я, процессуальное Я, структурное Я и образ мира, и понимание его [2]. Зрелая, развитая система Я ограничена и спаяна глобальным Я. Глобальное Я можно назвать послом внутренней стороны личности. Это центр личности, он представляет душевные процессы, состояния, чувства, желания, цели и т. д. Глобальное Я включает все познавательные, эмоциональные, волевые функции и одновременно имеет свой образ мира, а также образ себя и самопонимание. Структуру глобального Я можно представить так: 1. Процессуальное Я. 2. Структурное Я, 3. Образ мира и понимание его. Все составляющие глобального Я функционально взаимосвязаны. Процессуальное Я — это центр переживания и осознавания, это внутреннее пространство, в котором мы проживаем наш ежедневный опыт. Процессуальное Я опосредует возникновение и развитие внутреннего образа мира и его понимания, а также возникновение и развитие образа себя и самопонимания, т. е. так называемого структурного Я. Образ мира и образ себя реализуется в деятельности субъекта с помощью принципа психического отражения, которое показывает разные стадии развития. Интерес данного подхода представляет то, что авторы в структуре самосознания выделяют самоуважение, под которым понимается целостное относительно постоянное чувственное отношение к себе, к своим душевным процессам, особенностям, к своей умелости, т. е отношение к общему (глобальному) Я. Самоуважение важно отличать от самооценки, пол которой понимается чувственно-окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, т. е. она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоуважение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Самоуважение в онтогенезе строится из отдельных конкретных самооценок и оценок индивида другими людьми. Положительное самоуважение — это предпосылка спаянности глобального Я, его проживания без серьезных нарушений. Сцепленное, спаянное Я сумеет спланировать и организовать деятельность, поддерживать её стабильное течение, пользуясь при этом всеми составляющими, на которых оно построено. Обрабатывает информацию (процессуальное Я), сталкивает ее с уже созданным образом мира, приблизительно определяет собственные силы и способности, основываясь на образе себя и уже имеющемся опыте (структурное Я), и ставит себе цель, учитывая идеал Я. В работе Е. Дикстейна высказывается идея о связи меры самоуважения с характером самосознания на различных уровнях. Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан с формированием чувства автономности ребенка, способностью исследовать окружение, способностью вызывать заботу о себе. Соответственно, мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоуважения становится степень успешности в определенных действиях и в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достижения Я — идеала". Четвертый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень — уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности границ «Я», выдвижением во главу угла движения вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоуважения на этом уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я». Рассмотрев основные концепции самосознания, мы можем определить общую структуру Я — концепции и выявить место в ней самоуважения, Я — концепция включает в себя три компонента: Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д. Во-вторых, змоционально-оценочный компонент; самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д. В-третьих, поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. Таким образом, самоуважение занимает прочное место в структуре Я — концепции и относится к ее эмоционально-оценочному компоненту.

10.11.2009 16:04:09